Морские грузоперевозки
Международные морские перевозки контролируются международными профильными организациями. В России работа отрасли регламентируется приказом Минтранса РФ от 21 апреля 2003 г.
Доставка грузов в районы крайнего севера
Виды перевозок
Транспортировки делятся по следующим условиям:
-
маршруту: внутренние, то есть в пределах страны, и внешние;
-
географии;
-
используемому транспорту. Для разных маршрутов необходим разный тип судов, например, по Севморпути ходят ледоколы, без которых иногда трудно доставить груз в точку назначения.
Параметры морских перевозок
В Кодексе торгового мореплавания РФ существует термин "фрахт" — аренда места на борту. Все условия доставки описываются в договоре. К ним относят:
-
виды грузов. По способу перевозки они бывают: штучные, навалочные, наливные. По свойствам: опасные, самовозгорающиеся и т.д. По климатическому режиму: скоропортящиеся;
-
объем перевозимого товара;
-
режим перевозки. Например, судно нагружают максимально, или грузят только партию, или полностью загружают один контейнер;
-
направление. Имеет значение из-за особенностей климата, наличия платных каналов для прохода, опасностей в виде пиратов. Эти условия увеличивают расходы и время на транспортировку;
-
порты погрузки и отгрузки;
-
стоимость основных услуг, страховки, надбавки за дополнительные услуги..
Виды погрузки
Размещение товаров на судне учитывает:
-
габариты контейнера;
-
условия доставки;
-
требования к перевозке, например, соблюдение определенной температуры, или перевозка опасных грузов.
Типы судов для морских грузоперевозок
Перевозками между континентами занимаются:
-
сухогрузы — доставляют штучные товары в бочках, ящиках, тюках, которые не требуют особого режиме хранения;
-
контейнеровозы — на их борт грузят контейнеры;
-
баржевозы — одновременно вмещают до 80 барж;
-
танкеры — используются для транспортировки жидких химических веществ;
-
газовозы — доставляют резервуары с газом;
-
балкеры — предназначены для доставки сыпучих веществ;
-
ролкеры — водят транспортные средства и спецтехнику.
Почему выгодно выбирать морские перевозки?
Большое преимущество доставки морем в сравнении с другим транспортом в высокой грузоподъемности. Морские суда не ограничены по объему и типу груза, в отличие, например, от воздушных.
Среди других преимуществ стоит выделить:
-
Сравнительно невысокую стоимость доставки.
-
Работу по международным стандартам, а не по внутренним.
-
Высокая сохранность доставляемого груза.
-
Постоянное совершенствование технологий судов и портовой инфраструктуры.
-
Развитая инфраструктура портов. Морские порты есть по всему миру в отличии от аэропортов и ж/д вокзалов, поэтому легко организовать доставку даже в удаленные части света.
Недостатки грузовых перевозок морем
-
Низкая скорость передвижения. Один из существенных недостатков морского транспорта. В сравнении с авиа перелетами он, действительно, медленный. Свою роль играют и климатические условия. Например, во время транспортировки по Севморпути судно может застрять во льдах и без ледокола самостоятельно оно не выберется.
-
Многочисленные проверки. Часто дополнительно тормозят передвижение судов долгие проверки на таможне. Особенно, если транспортировка международная. Задержка может появиться и из-за неправильно оформленных документов.
-
Строгие правила упаковки. Если требования к условиям перевозки были нарушены, то продукт может испортиться к моменту выгрузки в месте назначения.
-
Морские пираты. Опасные суда промышляют в нескольких районах мирового океана. Иногда из-за маршрута перевозчик не может обойти неблагоприятный маршрут.
-
Траты на транспортировку в конечный пункт назначения. На доставке в порт задача не оканчивается, чаще всего, товар надо еще отвезти в конечную точку назначения, например, на стройку или в отдаленный населенный пункт. А это дополнительные траты. В отличии, от авиадоставки, когда самолет прибывает в аэропорт в черте города.
-
Низкая пропускная способность каналов. Множество каналов в мировом океане не могут похвастаться своей шириной, а значит и высокой проходимостью. В итоге судам приходится платить за проход и ждать своей очереди.
От чего зависит стоимость доставки
Морской путь считается дешевле авиа или ж/д сообщений. В себестоимость входят з:
-
погрузка на судно — стоимость отличается в зависимости от порта;
-
непосредственно транспортировка из расчета на одну тонну успешно перевезенного груза;
-
разгрузка — цена зависит от места назначения и сохранности груза.
К стандартным другим затратам относятся:
-
фрахтовая ставка. На ее итоговый размер влияют спрос на услугу, маршрут, законы стран, по которым пройдет маршрут, тип судна, цена на топливо, сборы в порту, объем груза, расстояние между пунктами погрузки и доставки;
-
страховка. Ее размер зависит от вида товара и способа транспортировки. Самым выгодным считается контейнерная доставка. Контейнер лучше сохраняет груз.
-
отдельным пунктом идет доставка до конечного пункта назначения. Например, груз прибыл в порт, а оттуда его автомобильным транспортом отправили дальше.
В список дополнительных расходов входят:
-
Издержки дефицита. В порту большая очередь из судов на погрузочно-разгрузочные работы и не вашему судну приходится ждать.
-
Перегрузки. Выяснилось, что на судне перегруз, и часть товара необходимо переместить на другое.
-
Сезон. В летнее время, а точнее с февраля по август, спрос на транспортировку выше, чем остальные месяцы. Связано это с особенностями климата.
-
Маршрут. У маршрутов бывают свои особенности, например, судно застряло во льдах, проходя по Севморпути, и ему необходим ледокол. Или корабль попался пиратам в южных морях.
-
Способ укладки товара на борту.
-
Смешанное плавание. Если маршрут корабля проходит по морскому, речному и океаническому путям.