Перевозка опасных грузов морским транспортом
Транспортировка опасных грузов посредством морского транспорта в России регламентируется особыми правилами международного и национального уровня. Компаниям, ведущим внешнеэкономическую деятельность (ВЭД) и занимающимся в этой сфере реализацией сырья и товаров данной классификации, требуется иметь необходимые специфические знания и придерживаться важнейших рекомендаций по морской транспортировке опасного груза. При желании можно предварительно рассчитать стоимость услуги на сайте компании АО «Универсальная морская компания Арктика».
Главное, в чем необходимо разобраться в первую очередь, – это то, какое именно сырье подпадает под категорию "опасного груза" и какова классификация такого продукта. Далее предстоит ознакомиться с базовыми правилами и требованиями морской перевозки данной категории веществ, регламентируемыми МК МОПОГ. Также необходимо будет узнать правила, регламентирующие маркировку и правильную упаковку опасного груза, ознакомиться с пакетом официальных бумаг, необходимых для его дальнейшего следования по маршруту. АО «Универсальная морская компания Арктика» предлагает услуги по перевозки опасных грузов по разным направлениям.
Определение
Согласно Правилам Морской Перевозки Опасных Грузов (МОПОГ), опасный груз – любая грузовая единица, имеющая вероятность:
- Создания угрозы жизни или здоровью.
- Создания необратимого ущерба природным ресурсам.
- Создания материального вреда.
Грузы, подпадающие под это описание:
- Легковоспламеняющиеся вследствие воздействия различных температур или иных внешних факторов.
- Имеющие вероятность детонировать, последствия взрыва которых приведут к масштабным разрушениям.
- Способные благодаря своим техническим характеристикам вызвать процесс коррозии стандартной упаковки подобного груза, вследствие чего вероятны выбросы его элементов. Яды, небезопасные для человека.
Классификация
- Объекты и материалы, способные взорваться.
- Вещества, находящиеся в сжатом состоянии или растворенные под воздействием давления газы.
- Вещества, способные легко и быстро воспламениться, жидкость.
- Легковоспламеняемые и самовозгораемые вещества или материалы, способные под влиянием воды выбрасывать газы, которые подвержены воспламенениям.
- Органические производные водорода, материалы, подверженные окислению.
- Вещества, выделяющие яд и/или вызывающие инфекции.
- Материалы, в состав которых входят радионуклиды.
- Сырье, разрушающее животные ткани и вызывающее процесс коррозии.
- Объекты/материалы/смеси, небезопасные для окружающих.
Правила, регламентирующие транспортировку
МОПОГ (Международный Кодекс Морской Перевозки Опасных Грузов) – центральный свод, регламентирующий перевозку опасного груза морским путем. Данный свод Правил разрабатывала Международная Морская Организация (одно из агенств ООН, деятельность которого направлена на усовершенствование международных требований для исполнения в области судоходства). МОПОГ довольно часто подлежит всевозможным поправкам и редактированиям. Выделим наиболее важные Правила транспортировки опасного груза морскими путями:
- Грузовая единица такого характера обязана быть размещена и зафиксирована особым образом в целях обеспечения норм безопасности, регламентирующих его транспортировку. Способ размещения и крепежа такого груза варьируется от характеристик и классификации его опасности.
- Взрывоопасный груз размещается в особых специализированных грузовых отсеках, которые должны быть запертыми на все время следования по маршруту. Поблизости от таких отсеков не допускается нахождения веществ и элементов, способствующих их детонации.
- Материалы и их смеси, способные выделять небезопасные парообразования, размещаются в вентилируемых отсеках.
- Легковоспламеняющиеся жидкости и газы обязаны обеспечиваться специальными условиями хранения, не допускающими образования открытого огня.
- Плавсредство, осуществляющее транспортировку опасного груза, обязано иметь на борту комплект МОПОГ.
- Экспорт/импорт груза, подпадающего под категорию "опасный" не имеет права осуществляться без четкого следования Правилам МОПОГ. Действия, порядок которых не прописан в данном кодексе, возможны лишь в особых случаях и направленность их должна быть исключительно на обеспечение безопасности людей и/или спасение груза.
- Для осуществления перевозки груза, представляющего опасность, подразумевающей обеспечение особыми режимами температуры и/или влажности, у перевозчика обязано иметься особое свидетельство, характеризующее такой груз.
- Плавсредство обязано оборудоваться специфическими грузовыми отсеками и устройствами огнетушения, в соответствии с нормами МОПОГ для перевозимого груза.
- При перевозке грузов, не допускающих совместное нахождение, плавсредство должно оснащаться всеми специфическими грузовыми отсеками и техническими средствами, наличие которых предусмотрено МОПОГ для этого класса грузов.
Требования
Исходя из требований, предъявляемых Правилами транспортировки опасного груза судоходным транспортом, в обязанности отправителя входит обеспечение груза соответствующей упаковкой, которая должна минимизировать любую вероятную угрозу при погрузке/разгрузке и перевозке подобного груза.
Характеристики специальной упаковки для опасных грузов
- Материал упаковки должен быть высококачественным. Характеристики эксплуатации такой упаковки должны иметь высокие показатели.
- Упаковка должна быть оборудована внутренней поверхностью, не провоцирующей риски появления форс-мажорных ситуаций при ее контакте с грузом.
- Упаковка должна иметь высокие технические характеристики и эксплуатационные особенности, позволяющие выдерживать возможные риски при погрузке/выгрузке и перевозке морским транспортом.
Прокладочный материал, необходимый для перевозки опасных грузов в жидкой форме, должен соответствовать ряду требований:
- Прокладочный материал должен предотвращать любые нежелательные воздействия, оказываемые таким грузом.
- Должен противодействовать несанкционированному смещению груза посредством полного к нему прилегания.
- Материал упаковки по своему объему должен соответствовать объему, требуемому на поглощение вещества, вытекшего вследствие возможной деформации упаковки.
- В упаковке для жидкого опасного груза, перевозимого в соответствии с особым температурным режимом, при заполнении обязательно должен быть оставлен запас свободного объема. Такой свободный объем варьируется от максимально допустимого рабочего температурного режима при перевозке конкретного опасного груза.
- При наличии на судне единицы неочищенной порожней тары, ранее использованной для перевозки опасной жидкости, такая упаковка также подпадает под все вышеперечисленные правила и требования МОПОГ. От выполнения этих требований освобождается лишь такая емкость, к которой ранее был применен весь свод необходимых правил и выполнены все процедуры, благодаря которым такая емкость стала абсолютно безопасной.
Маркировка
Транспортируемый морскими путями опасный груз подлежит обязательной маркировке посредством нанесения специальных ярлыков на тару и упаковку, в которой он содержится, равно как и на транспортное средство, которое его перевозит.
Требования, предъявляемые маркировке опасного груза:
- Обязательно должно быть указано технически верное наименование перевозимого вещества/объекта.
- Должны иметься специальные обозначения уровня опасности груза. Такие знаки зависят от классификации груза и должны четко указывать на все опасные свойства перевозимого груза.
- При любом способе нанесения такая маркировка должна быть четко видна даже после 3-х месячного воздействия на нее морской воды. Исходя из этого, выбирая способ нанесения таких специальных обозначений, необходимо учитывать как качество наносимого материала, так и габаритные особенности тары, на которую знак будет устанавливаться.
- Обозначения уровня опасности и маркировка классификации перевозимого опасного груза обязаны быть нанесены на каждую единицу упаковки за исключением тары грузов с низкой степенью опасности и грузов, перевозимых в малых количествах. К тому же от обязательного нанесения специальной маркировки освобождаются грузы, укладывающиеся на специализированные погрузочные места, обозначенные соответствующими информационными знаками.
Сопроводительная документация для опасных грузов
К пакету таких документов применимы особые правила:
- Судно, перевозимое опасный груз, обязано иметь полную опись/манифест/грузовой план, в которых должны указываться верное техническое обозначение груза, его свойства, классификация опасности и место его размещения. Для отхода судна из порта, копии документации обязаны быть предоставлены официальным представителям порта.
- Помимо документации на перевозимый груз обязательно наличие подписанного свидетельства, удостоверяющего о том, что транспортная единица упакована, промаркирована и имеет все соответствующие обозначения опасности, позволяющие осуществить транспортировку данного типа груза посредством морского транспорта. Данное свидетельство предоставляет сотрудник, несущий ответственность за упаковку.
- При возникновении сомнения в несоответствии позиции груза вышеперечисленным требованиям такая грузовая единица к отгрузке не допускается. Эти же меры применяются в случае непредставления свидетельства о проведенной должным образом укладке груза в транспортную тару или специальный грузовой отсек.
- В случае какой-либо деформации упаковки не разрешается погрузка такого груза на борт.
- Перевозящие опасные грузы автотранспортные средства располагаются на плавсредстве и закрепляются в порядке наставлений по закреплению груза, которые были одобрены администрацией порта.
Заказать услугу перевозки опасных грузов морским транспортом можно в компании АО «Универсальная морская компания Арктика», которая также оказывает услуги фрахтования, осуществляет мультимодальные перевозки и т. д.
Доставка грузов в районы крайнего севера
АО «Универсальная морская компания Арктика» оказывает широкий спектр услуг по морской транспортировке грузов.