Судьба атомного лихтеровоза контейнеровоза «Севморпуть»
На данный момент контейнеровоз «Севморпуть» найден и с ним все в порядке. Однако совсем недавно с ним происходили интересные истории.
Что случилось с судном
Дело было так. Атомный лихтеровоз контейнеровоз «Севморпуть» направлялся к Петербургу по Атлантическому океану. Целых четыре недели он скитался у берегов Анголы. Скорость его составляла 10 узлов, поэтому по примерным подсчетам специалистов к конечному пункту он должен был прибыть в феврале, не раньше.
Пресс-служба ФГУП «Атомфлот» сообщала, что судно начало свое движение 2 декабря по направлению в порт Санкт-Петербурга.
У него было спецзадание. Грузовоз должен был перевезти зимовочный новый комплекс на научную станцию «Восток», находящуюся в Антарктиде. В середине ноября случилась поломка винта, и пришлось прервать миссию в срочном порядке.
Ремонт судна
Судно «Севморпуть» наделено всеми мореходными качествами, а ядерная установка работает в штатном режиме. В «Атомфлоте», где его пытались отремонтировать, сказали, что потерялась одна из лопастей вращающегося механизма. Чтобы не случилась разбалансировка винта, водолазы решили удалить перо с противоположной стороны. На тот период были неблагоприятные погодные условия, и работы затянулись. Прошло 3 недели, рейс был отложен, так как с таким повреждением реализовать его было нереально.
Эксперты продолжали выдвигать версии касательно того, что реально случилось с легендарным российским атомоходом «Севморпуть». В последний раз его ремонтировали на Канонерском судоремонтном заводе (КСЗ), находящемся в Санкт-Петербурге. Там он пробыл с декабря 2019 года по февраль следующего. Было произведено больше 20 ремонтных работ, в том числе манипуляциям подвергался винто-рулевой комплекс.
Эксперты считают, что ремонт обтекателя и насадки гребного винта – серьезное вмешательство в конструкцию корабля. Если были допущены какие-либо нарушения во время ремонтных работ, то это могло легко привести к сбою механизма.
Причина поломки и виноват ли завод
У любого обычного судна работает стандартная схема – это два винта нерегулируемого шага. У атомного лихтеровоза «Севморпуть» он регулируемый! Это означает, что каждая лопасть может поворачиваться. Одно дело – единый кусок металла в виде болванки, который просто выточили, и совсем другое – сложный механизм. Его специально создавали, вычитывали, продумывали. Источник «ДП» в судостроительной отрасли допускает, что причиной поломки мог стать некачественный ремонт столь сложной механики.
На самом Канонерском судоремонтном заводе комментировать что-либо отказались, но уточнили, что виновным в поломке завод точно не является.
Есть также вероятность, что атомный «Севморпуть» мог потерять свою лопасть из-за льдов Атлантики, которые могли его повредить. Судно потеряло эту деталь. Также есть версия, что оно нарвалось на что-то в Луанде. Здесь придется заменять лопасти – так считает другой источник информации. По предположениям, до Петербурга корабль доплывет только в январе или феврале в зависимости от погоды в том числе.
История судна
Лихтеровоз «Севморпуть» был создан в Керчи и начал свою деятельность в 1988 году. Это судно огромных размеров, которое давало существовавшему еще тогда СССР преимущества и возможности осваивать Арктику. Благодаря своим размерам оно могло вместить в разы больше, чем ее предыдущие аналоги. Это позволяло существенно экономить не только время, но и деньги. Ядерная установка могла долгое время держать зарядку.
Судно в своем роде уникально, но именно это сыграло роковую роль в его существовании. Претензии на масштабный оборот груза были возложены на него, однако перевезти больше, чем возможно – невозможно!
Советский Союз развалился, но атомный контейнеровоз «Севморпуть» все еще курсировал по водным просторам. Он плыл в Северную Корею и Вьетнам. Потом его зачислили в ряды обычных сухогрузов, которые регулярно доставляют товар из Мурманска в Дудинку.
В 1998 году его деятельность временно прекратилась на целых 3 года. Средств на восстановление энергетического ресурса не было – это стало причиной остановки. Но потом судно вернулось в работу, но ненадолго. Заказы уменьшились в объемах, и стало невыгодным выпускать судно в море. В 2007 году ледокол «Севморпуть» вновь прекратил свои перевозки. В 2013 году ему даже было уготовано место на кладбище кораблей. Судно исключили из морского реестра, однако внезапно планы вновь изменились.
Государственная корпорация «Росатом» решила вернуть АЛВ «Севморпуть» в дело. Детище советского флота снова получило шанс «жить». Его выход в море состоялся в 2016 году. Он перевозил груз из города Мурманска на остров Котельный. Далее через 4 года он выполнил еще одно задание – доставил рыбу в Петербург из Камчатки. При выполнении одного из заданий случилась авария. Произошло это по пути на станцию «Восток».
Технические особенности
Самой важной характеристикой лихтеровоза «Севморпуть» является то, что он был и есть единственным атомным судном в своем роде. К сожалению, технологии, по которым он был создан, сегодня уступают современным разработкам. Многие методики просто устарели и не являются настолько эффективными, как передовые, у которых имеются широкие возможности. Но, по словам экспертов, есть пункты, в которых старые разработки ничем не уступают новым. Например, гребной механизм ВРШ, обеспечивающий движение судну, ничем не отличается от того решения в ледовых условиях, которое применяют в 21 веке. У новых кораблей сборные конструкции, а следовательно, они гораздо больше подвержены повреждениям, чем цельные винты судна «Севморпуть».
Сегодня люди, которые знают историю судна, интересуются последними новостями о лихтеровозе «Севморпуть». Фото и его подробные истории можно найти в сети.
Станция «Восток»
Специалисты выяснили, где сейчас находится лихтеровоз «Севморпуть», и ждут его возвращения в Петербурге.
Что касается станции «Восток», то ее модернизацию отложили из-за аварии судна. Российским ученым придется подождать около года минимум, чтобы вернуться к вопросам станции. Ее инфраструктура износилась почти полностью. Она была создана в 1957 году.
Директор ФГБУ «Арктический и антарктический научно–исследовательский институт» Александр Макаров рассказал, что станция находится на расстоянии 1500 км от побережья Антарктиды и возвышается над уровнем моря на высоте около 3,5 км. Ее состояние обусловлено экстремальными природно-климатическими условиями.
Создание нового зимовочного комплекса нужно было для обеспечения комфортных условий проживания и работы. Это важная задача проекта. Здесь планировалось проводить исследования ледяных кернов и подледниковых озер. Человеческие условия для существования поспособствовали бы стечению в эти края научных умов. Так считает Александр Макаров и другие специалисты. Однако временная остановка – не значит вечная, поэтому по истечении нужного срока работы планируют возобновить.
Доставка грузов в районы крайнего севера
АО «Универсальная морская компания Арктика» оказывает широкий спектр услуг по морской транспортировке грузов.