Меню

Судьба атомного лихтеровоза контейнеровоза «Севморпуть»

16.03.2021

На данный момент контейнеровоз «Севморпуть» найден и с ним все в порядке. Однако совсем недавно с ним происходили интересные истории.

Что случилось с судном

Судьба атомного лихтеровоза контейнеровоза «Севморпуть»

Дело было так. Атомный лихтеровоз контейнеровоз «Севморпуть» направлялся к Петербургу по Атлантическому океану. Целых четыре недели он скитался у берегов Анголы. Скорость его составляла 10 узлов, поэтому по примерным подсчетам специалистов к конечному пункту он должен был прибыть в феврале, не раньше.

Пресс-служба ФГУП «Атомфлот» сообщала, что судно начало свое движение 2 декабря по направлению в порт Санкт-Петербурга.

У него было спецзадание. Грузовоз должен был перевезти зимовочный новый комплекс на научную станцию «Восток», находящуюся в Антарктиде. В середине ноября случилась поломка винта, и пришлось прервать миссию в срочном порядке.

Ремонт судна

Судно «Севморпуть» наделено всеми мореходными качествами, а ядерная установка работает в штатном режиме. В «Атомфлоте», где его пытались отремонтировать, сказали, что потерялась одна из лопастей вращающегося механизма. Чтобы не случилась разбалансировка винта, водолазы решили удалить перо с противоположной стороны. На тот период были неблагоприятные погодные условия, и работы затянулись. Прошло 3 недели, рейс был отложен, так как с таким повреждением реализовать его было нереально.

Эксперты продолжали выдвигать версии касательно того, что реально случилось с легендарным российским атомоходом «Севморпуть». В последний раз его ремонтировали на Канонерском судоремонтном заводе (КСЗ), находящемся в Санкт-Петербурге. Там он пробыл с декабря 2019 года по февраль следующего. Было произведено больше 20 ремонтных работ, в том числе манипуляциям подвергался винто-рулевой комплекс.

Эксперты считают, что ремонт обтекателя и насадки гребного винта – серьезное вмешательство в конструкцию корабля. Если были допущены какие-либо нарушения во время ремонтных работ, то это могло легко привести к сбою механизма.

Причина поломки и виноват ли завод

Судьба атомного лихтеровоза контейнеровоза «Севморпуть»

У любого обычного судна работает стандартная схема – это два винта нерегулируемого шага. У атомного лихтеровоза «Севморпуть» он регулируемый! Это означает, что каждая лопасть может поворачиваться. Одно дело – единый кусок металла в виде болванки, который просто выточили, и совсем другое – сложный механизм. Его специально создавали, вычитывали, продумывали. Источник «ДП» в судостроительной отрасли допускает, что причиной поломки мог стать некачественный ремонт столь сложной механики.

На самом Канонерском судоремонтном заводе комментировать что-либо отказались, но уточнили, что виновным в поломке завод точно не является.

Есть также вероятность, что атомный «Севморпуть» мог потерять свою лопасть из-за льдов Атлантики, которые могли его повредить. Судно потеряло эту деталь. Также есть версия, что оно нарвалось на что-то в Луанде. Здесь придется заменять лопасти – так считает другой источник информации. По предположениям, до Петербурга корабль доплывет только в январе или феврале в зависимости от погоды в том числе.

История судна

Лихтеровоз «Севморпуть» был создан в Керчи и начал свою деятельность в 1988 году. Это судно огромных размеров, которое давало существовавшему еще тогда СССР преимущества и возможности осваивать Арктику. Благодаря своим размерам оно могло вместить в разы больше, чем ее предыдущие аналоги. Это позволяло существенно экономить не только время, но и деньги. Ядерная установка могла долгое время держать зарядку.

Судно в своем роде уникально, но именно это сыграло роковую роль в его существовании. Претензии на масштабный оборот груза были возложены на него, однако перевезти больше, чем возможно – невозможно!

Советский Союз развалился, но атомный контейнеровоз «Севморпуть» все еще курсировал по водным просторам. Он плыл в Северную Корею и Вьетнам. Потом его зачислили в ряды обычных сухогрузов, которые регулярно доставляют товар из Мурманска в Дудинку.

В 1998 году его деятельность временно прекратилась на целых 3 года. Средств на восстановление энергетического ресурса не было – это стало причиной остановки. Но потом судно вернулось в работу, но ненадолго. Заказы уменьшились в объемах, и стало невыгодным выпускать судно в море. В 2007 году ледокол «Севморпуть» вновь прекратил свои перевозки. В 2013 году ему даже было уготовано место на кладбище кораблей. Судно исключили из морского реестра, однако внезапно планы вновь изменились.

Государственная корпорация «Росатом» решила вернуть АЛВ «Севморпуть» в дело. Детище советского флота снова получило шанс «жить». Его выход в море состоялся в 2016 году. Он перевозил груз из города Мурманска на остров Котельный. Далее через 4 года он выполнил еще одно задание – доставил рыбу в Петербург из Камчатки. При выполнении одного из заданий случилась авария. Произошло это по пути на станцию «Восток».

Технические особенности

Судьба атомного лихтеровоза контейнеровоза «Севморпуть»

Самой важной характеристикой лихтеровоза «Севморпуть» является то, что он был и есть единственным атомным судном в своем роде. К сожалению, технологии, по которым он был создан, сегодня уступают современным разработкам. Многие методики просто устарели и не являются настолько эффективными, как передовые, у которых имеются широкие возможности. Но, по словам экспертов, есть пункты, в которых старые разработки ничем не уступают новым. Например, гребной механизм ВРШ, обеспечивающий движение судну, ничем не отличается от того решения в ледовых условиях, которое применяют в 21 веке. У новых кораблей сборные конструкции, а следовательно, они гораздо больше подвержены повреждениям, чем цельные винты судна «Севморпуть».

Сегодня люди, которые знают историю судна, интересуются последними новостями о лихтеровозе «Севморпуть». Фото и его подробные истории можно найти в сети.

Станция «Восток»

Специалисты выяснили, где сейчас находится лихтеровоз «Севморпуть», и ждут его возвращения в Петербурге.

Что касается станции «Восток», то ее модернизацию отложили из-за аварии судна. Российским ученым придется подождать около года минимум, чтобы вернуться к вопросам станции. Ее инфраструктура износилась почти полностью. Она была создана в 1957 году.

Директор ФГБУ «Арктический и антарктический научно–исследовательский институт» Александр Макаров рассказал, что станция находится на расстоянии 1500 км от побережья Антарктиды и возвышается над уровнем моря на высоте около 3,5 км. Ее состояние обусловлено экстремальными природно-климатическими условиями.

Создание нового зимовочного комплекса нужно было для обеспечения комфортных условий проживания и работы. Это важная задача проекта. Здесь планировалось проводить исследования ледяных кернов и подледниковых озер. Человеческие условия для существования поспособствовали бы стечению в эти края научных умов. Так считает Александр Макаров и другие специалисты. Однако временная остановка – не значит вечная, поэтому по истечении нужного срока работы планируют возобновить.

Доставка грузов в районы крайнего севера

АО «Универсальная морская компания Арктика» оказывает широкий спектр услуг по морской транспортировке грузов.


загрузка карты...
Контакты
Телефон:
+7 (495) 101-61-11
E-mail:
[email protected]